Форум по борьбе с неформальной занятостью. Урал и Поволжье.

2016-04-14 15:00:00


На совещании приехали 14 представителей из ПФО и шесть из УФО, а также города Севастополь.

Такое заявление сделал на Межрегиональном совещании по неформальной занятости заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости, руководитель Оперативного штаба по координации деятельности субъектов Российской Федерации по снижению неформальной занятости Михаил Иванков: «Ульяновская область в данной работе достаточно много внесло инноваций. Новые и нестандартные подходы, которые помогают решать проблему неформальной занятости, многие из них родились на ульяновской земле и они берутся на вооружение, в том числе, другими субъектами федерации. Поэтому мы благодарны Ульяновской области за организацию этого мероприятия, с другой стороны мы внимательно смотрим на все эти новшества, мы их тиражируем, мы их поддерживаем. И в особенности хочу отметить наиболее активную и интенсивную работу Ульяновской области по подключению в борьбе с нелегальной занятостью общественности, потому что без этого мы проблему не решим, и вот то, как организована работа в Ульяновской области – это пример для большинства других регионов»

На совещании приехали 14 представителей из ПФО и шесть из УФО, а также города Севастополь. Специалисты министерств и ведомств, занимающихся занятостью населения, собрались обсудить проблемы и поделится опытом, связанным с теневым рынком экономики, в частности неформальной занятостью. По словам Михаила Иванкова – рост этого показателя назван одной из угроз экономической безопасности страны в стратегии, которую утвердил Президент РФ Владимир Путин.

«Снижение неформальной занятости, легализация трудовых отношений – задача, решение которой приобретает сегодня особую значимость для всего населения, так как это значительный источник для пополнения доходов областного и местного бюджетов, от которых зависит как объем услуг, оказываемых за счет бюджета так и размер зарплат и пенсий наших граждан. Сегодня в Ульяновской области проживает 1 млн. 258 тыс. человек. Из них экономически активного населения – 648 тыс. человек (60%), трудоспособного населения – 615 тыс. человек. По нашим расчетам неформально занят каждый восьмой человек», - рассказала в своем выступлении начальник Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области Екатерина Сморода.

Работа по снижению неформальной занятости в регионе ведется под пристальным контролем врио Губернатора Сергея Морозова, проводится как на региональном уровне, так и на муниципальном при взаимодействии Государственной инспекции труда в Ульяновской области, ОПФР, УФНС, УМВД, прокуратуры, ФСС.

По данным мониторинга результатов работы муниципальных образований Ульяновской области по снижению неформальной занятости в 2015 году выявлено около 44 тысяч работников, с которыми не заключены трудовые договоры. На сегодняшний день с почти 33 тысячами уже оформлены официальные трудовые отношения.

Для более эффективной работы в Ульяновской области организована работа районных комиссий в каждом муниципальном образовании, проводятся межведомственные совещания, принимаются звонки на номера горячих телефонных линий. Основным инструментом в области выявления неформальной занятости – является внезапный визит на предприятие, с установлением личности всех присутствующих на время проверки, с последующими санкциями в случае несоблюдения законодательства. Вместе с представителями УФНС, УМВД, Государственной инспекцией труда в Ульяновской области и работниками администраций районов в 2015 году было проведено около 900 рейдов. На конец года было зарегистрировано около 2000 работодателей, которые заключили трудовые договора с 7500 работниками, уплатили страховых взносов 35 млн рублей в бюджет области.

Своим опытом с присутствующими поделилась Министра труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Ленара Иванова: «В снижении неформальной занятости положительно зарекомендовали себя выезды совместно с представителями прокуратуры и инспекции труда в сельские поселения и проведение ртам рабочих групп. Выстроена работа с прокуратурой – это главный гарант успеха. Мы также проводим заседание территориальных комиссий с приглашением проблемных работодателей. Также мы, как и в Ульяновской области проводим горячие линии, информационные дни в школах и образовательных организаций. У нас 38% в республике проживают в сельской местности, этот показатель намного выше общероссийского показателя, который составляет 26%. Поэтому мы стараемся решать вопрос по неформальной занятости на селе, которая усилилась в связи с кризисными явлениями в стране. Поддерживаем ответственного сельхозпроизводителя».

Все участники совещание говорили о ряде проблем, которые возникают при выявления и ликвидации неформальной занятости работников: отсутствие полномочий сотрудников администраций районов проводить проверки субъектов бизнеса и координации трудовых отношений; ограничения, наложенные федеральным законом «О персональных данных», препятствующие истребованию трудовых договоров; невозможность проникновения на территорию собственника, в случае его отказа в доступе на данную территорию; невозможность в момент предъявления трудового договора установить его законность либо фиктивность; низкий уровень правовой культуры работников; недостаточно жесткие меры ответственности работодателей.

Все участники совещание говорили о ряде проблем, которые возникают при выявления и ликвидации неформальной занятости работников: отсутствие полномочий сотрудников администраций районов проводить проверки субъектов бизнеса и координации трудовых отношений; ограничения, наложенные федеральным законом «О персональных данных», препятствующие истребованию трудовых договоров; невозможность проникновения на территорию собственника, в случае его отказа в доступе на данную территорию; невозможность в момент предъявления трудового договора установить его законность либо фиктивность; низкий уровень правовой культуры работников; недостаточно жесткие меры ответственности работодателей

«У всех проблемы одинаковые. Данная проблема решается достижением социальной стабильности в стране. В целом в нашем регионе активно используется труд вахтовых работников, у нас нефтегазовая промышленность. Поселки расположены далеко друг от друга. Неформальная занятость процветает именно там, среди временно работающих. Приехали – заработали, уехали… Кроме того, неформальной занятостью охвачены молодежь и пенсионеры. Первые еще не думают о пенсионных накоплениях, а вторые стараются подзаработать. Мы объясняем и тем и другим, что официоальные отношения между работодателем и работником необходимы, так как тогда человек защищен законом и может рассчитывать на свои накопления, которые он делает сейчас», пояснил на совещании директор Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югра Алексей Варлаков.

В ходе совещания были внесены предложения для эффективной работы по ликвидации неформальной занятости: внесение изменений в действующее законодательство по ужесточению ответственности работодателей; наделение налоговых органов и внебюджетных фондов контрольными функциями по проведению внеплановых проверок; законодательное закрепление в трудовом кодексе РФ понятия неформальной занятости и ее критериев; усиление взаимодействия органов контроля и надзора с администрациями муниципальных образований. Кроме того, предложили внести в проект федерального закона «О внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части сокращения масштабов неформальной занятости)». Установить обязанность для работодателей (малый и средний бизнес) по регистрации трудовых и гражданско-правовых договоров, заключенных с работниками в администрациях муниципальных образованиях и предусмотреть ответственность за неисполнения данной обязанности. Установить ответственность для гражданина работающего без оформления трудового и гражданско-правого договоров.